СУДАН
Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью народов Судана. Отличается разнообразием музыкальный инструментарий: аккордеон, бухса (шумовой инструмент из высушенной тыквы, наполненной мелкими камешками или семечками), зумбара (флейта), гарин и пенах (духовые), нуггара (литавры), разнообразные барабаны (дингир, долюка, табл, тар и др.) и струнные – дарбука, уд, ум-кики, скрипка, тамбур (распространены его разновидности: у нубийцев – «кисир», у народов западных провинций – «бене-бене», восточных – «бангия», южных – «том»). Материалом для изготовления музыкальных инструментов служат глина, дерево, металл, тростник, тыквы и рога животных. Песенные жанры более развиты у народов южного Судана. В западных провинциях большинство песен неразрывно связано с танцами – джаррари, мардум, хасис (все они отражают уклад жизни кочевников-скотоводов), камбала (танец, сопровождающий ритуал инициации). Отличаются своеобразием мужской (арда) и женский («голубь») танцы народов центральных провинций, а также танец шаманки под названием «мошемба», распространенный на востоке страны.
Известные суданские певцы прошлого – Ибрагим аль-Кашиф, Карома, Сарор, Халил Фарах. Композиторы – И. аль-Кашиф, А.Марджан, А.Шурахбиль и др. Значительную роль в сохранении музыкальной традиции народов Судана играет национальное радиовещание. Современные певцы – Абд аль-Карим аль-Кабли, Ахмед аль-Джабри, Зейдан Ибрагим, Мухаммед Абд аль-Амин, Мухаммед Варди, Мухаммед Миргани, Салах Мустафа, Хамад Раих, Хасан Атыя. Особой популярностью пользуется певец Салах бен Вадие (работает в Институте музыки и драмы, созданном в г.Хартум в 1969).
Театр.
Элементы театра присутствуют в традиционных обрядах и ритуалах населяющих Судан народов. Одной из форм народного театра является творчество гриотов – касты бродячих актеров-сказителей, музыкантов и певцов (распространены также в странах Западной Африки). Зарождение современного театра датируется второй половиной 20 века.
Кинематограф.
Начал развиваться в кон. 1940-х (производство короткометражных документальных фильмов рекламно-туристического и санитарно-просветительского содержания). Первые полнометражные художественные фильмы – Мечты и надежды (1970, режиссер – ар-Рашид Махди), Свадьба аз-Зейна (1977, режиссер – Халид ас-Сиддык). В 1984 фильм Веревка суданского режиссера Ибрагима Шаддада отмечен наградой IV-го Дамасского международного кинофестиваля. Другие известные кинематографисты: аль-Хади Ахмед Ибрагим, Сулейман Мухаммед Ибрагим, ат-Тайиб Махди, Сами ас-Сауи, Манар Хелу, Анвар Хашиму, Салах Мухаммед Шариф, Хусейн Шариф и др. (некоторые их них получили высшее образование в Советском Союзе).
Пресса, радиовещание, телевидение и Интернет.
Издаются на арабском языке ежедневные газеты «Аль-Айям» (Al-Ayam – «Дни»), «Аль-Анба» (Al-Anbaa – «Новости») и «Ас-Сахафа» (Al-Sahafa – «Печать»), а также еженедельная газета «Аль-Кувват аль-Мусалляха» (Al-Guwwat al-Musallaha – «Вооруженные силы»), на английском языке – ежедневная газета «Судан стандард» (Sudan Standard – «Знамя Судана») и ежемесячный журнал «Судан нау»
В 16 в. северные районы Судана заселили арабы, началась его стремительная «исламизация» – насаждение ислама, арабской культуры и арабского языка. В этот период возникают раннефеодальные государства – Сеннарский и Дарфурский султанаты (названия происходят от городов Сеннар и Дарфур). Последний стал одним из самых могущественных государств Судана (во многом благодаря ведению активной работорговли).
Первыми европейскими путешественниками, посетившими Судан (Сеннарский султанат в кон. 17– нач. 18 вв.), были французы – посол Л. дю Руль (среди сопровождавших его был епископ-армянин Ованес, прибывший из г.Львов), врач Ш.-Ж.Понсе, а также иезуиты Гренье и Поле, английский торговый агент Г.Круми. Много информации о Судане содержится в записках Дж.Брюса – путешественника из Шотландии, побывавшего в Сеннаре в 1772.
В 1820–1822 Северный и Центральный Судан были завоеваны Египтом. Столицей колонии